Стоит ли придавать значение удачи или неудачи в наших результатах?
Значение удачи и неудачи часто переоценивают или недооценивают. В жизни может как сильно повести (выиграть миллион), так и сильно не повести (автобус сбил на пешеходном переходе).
Морган Хаузел в книге «Психология денег» описывает две красочные истории.
Первая — это Билл Гейтс, который фактически выиграл в лотерею. Он учился в единственной школе в мире, в которой на тот момент был терминал компьютера (сам компьютер находился в General Electic). Именно благодаря компьютерному классу он смог в будущем создать крупнейшую ИТ-компанию — Майкрософт.
Вторая история — это история друга Билла Гейтса, Кента Эванса. Кент был лучшим другом Билла Гейтса. Билл обсуждал с Кентом как они могли бы изменить мир, каково это быть директором крупной корпорации. Но, к сожалению, Кент погиб при походе в горах.
И история Билла, и история Кента — это редкие случаи большой удачи и неудачи. Компьютер именно в той школе и именно в тот момент — это шанс 1:1 000 000. Погибнуть при походе в горах для американца — 1:1 000 000.
Можно стараться, прикладывать усилия, быть самым крутым и всё равно потерпеть неудачу. Чтоб добиться успеха нужно не только желание и прикладывание силы, но так же и доля удачи.
Чем больше возможностей открывается, тем больше шанс того, что в одной из этих возможностей повезёт. Таким образом нужно стараться создавать как можно больше возможностей, где может повести. И при этом не стоит ставить всё на кон. Потому что всегда всё может пойти не по плану, и все достижения превратятся в прах.
Морган пишет в своей книге: если я куплю акцию какой-либо прибыльной компании, а та компания обанкротится через 5 лет, то было ли его решение ошибочным? Не факт. Возможно в момент покупки этой акции, шансы что компания вырастет ×10 были равны 80%, а шанс, что компания обанкротится — 20%. Если бы реализовался шанс в 80%, то Моргана все бы называли гением, а во втором случае — неудачником.
Люди склонны объяснять провал — неудачей. А успех — правильно принятыми ими решениями, а не удачей. Можно взять наш российский случай с Тиньковым и его продажей банку Яндексу. Было ли это неудачей, или плохим решением?
Чтоб абстрагироваться от удачи и неудачи, следует анализировать процесс, а не результат:
Если мы будем оценивать результат, то есть всегда шанс наткнуться на экстремум (допустить ошибку выжившего). Поэтому нужно смотреть на процесс или на несколько подобных случаев. Если во всех случаях есть один из факторов, который чаще приводит к успеху, нежели к неудаче, значит этот фактор важен при принятии решения.
Лучшие советы от Моргана:
🞿 Не ставить всё на одну лошадь. 10 маленьких побед лучше, чем одна большая.
🞿 Не обращать внимание на экстремумы. Уоррен Баффет достиг успеха благодаря страховой компании, которая суживала ему дешевые деньги, которые он мог использовать для других инвестиций.
🞿 Искать причины и факторы, которые могут приводить к позитивному результату.
🞿 Не любой успех объясняется трудолюбием, и не любая неудача — ленью.
🞿 Построить жизнь таким образом, чтоб разовые неудачи не сбрасывали нас с седла. Потому что рано или поздно удача повернётся к нам лицом.
Публикации появляются раньше в ТГ: https://t.me/marketingformoney