Руководитель отдела перформанс-маркетинга в IT-Agency. Мой телеграм канал.

Позднее Ctrl + ↑

Почему доверять выгоднее, чем предавать (лучший алгоритм для Дилеммы Заключенного)

В 1980 году профессор Роберт Аксельрод провёл чемпионат, чтоб найти лучшее решение для Дилеммы Заключенного.

Дилемма Заключенного состоит в том, что перед двумя соперникам (независимо друг-от-друга) ставится выбор: предать другого и получить свободу, или довериться. Если тот, кто доверился, будет предан, то получит максимальный срок. Если оба предадут, то получат средний срок. Итого есть четыре исхода:
🞿 Оба доверяют друг другу и выходят на свободу через некоторое время.
🞿 Два варианта: один предает другого. На свободу сразу выходит тот кто предал, другой получает максимальный срок.
🞿 Оба предают друг друга и получают средний срок заключения.

В результате чемпионата Роберта Аксельрода победил алгоритм «Око за око» (8 из 14 мест).

Суть стратегии:
🞿 На первом шаге нужно всегда сотрудничать.
🞿 На последующем шаге повторять действия соперника.

Таким образом, если на втором шаге соперник предавал, то мы тоже должны были предавать. Если соперник сотрудничал, то мы так же должны были сотрудничать.

Однако это не самый совершенный алгоритм. Самым эффективным оказывался:
🞿 На первом шаге всегда сотрудничаем.
🞿 На втором шаге сотрудничаем, даже если нас обманули.
🞿 На третьем шаге предаем, если нас два раза обманули, но возвращаемся к сотрудничеству, когда было сотрудничество от соперника (возвращаемся на 1 шаг).

При таком алгоритме чаще выигрывали те, кто использовал первую (око за око) и вторую стратегию. Доверять все равно оказывается выгоднее, чем предавать.

Поиграться с дилеммой заключенного и эволюцией доверия можно по этой ссылке:
https://notdotteam.github.io/trust/

Все публикации дублирую в ТГ: https://t.me/marketingformoney

Как выработать процесс, чтоб цели достигались

Скоро новый год, и хочу поговорить об актуальной для всех проблеме: ставлю цели, а они нихера не сбываются. В последние 2 года практикую немного другую систему, которую подсмотрел в двух книжках: «Атомные привычки» Джемса Клира и ”How to Fail at Almost Everything and Still Win Big: Kind of the Story of My Life” by Scott Adams (на русском «Теория везения»).

🞿 Постановка целей сама по себе не работает. Выполнение цели зависит не от самой постановки цели, а от процесса достижения результата. Нужно обращать внимание на процесс, как систему, а не на цель.

🞿 Можно поставить желаемый результат, к которому можно стремиться (выиграть олимпийские игры для спортсмена), но это будет лишь «путеводной звездой» с которой можно сверяться, чтоб спросить себя «А туда ли я иду?».

🞿 Важно создавать систему или привычки, которые постепенно двигают тебя к той самой «путеводной звездой», и раз в 2 недели сверяться, есть ли прогресс. Если прогресса нет, то немного изменять систему (процесс), и через 2 недели опять проверять, все ли ок.

🞿 Цель должна быть интересной, иначе ты забьешь на неё. Клёво, если от самого процесса ты получаешь удовольствие (радость).

🞿 Привычка формируется по модели: Стимул → Желание → Реакция → Вознаграждение. Без вознаграждения привычка не оформится. Без стимула о привычке будешь забывать.

🞿 Маленькие изменения круче, чем большие и сложные. Потому что от маленьких изменений мы получаем результат быстрее.

🞿 Скорость достижения цели зависит от интереса и объема потраченного времени на процесс. Есть исключения: обучение и спорт, после 2х часов в день эффективность резко падает.

🞿 Если цель зависит от команды, то маленькие изменения надо применять на команду и их комфорт. Большие изменения не работают и отторгаются коллективом.

🞿 Важно чувствовать себя победителем каждый день/каждую неделю, поэтому важно отслеживать прогресс (стал ли я ближе к главной цели).

🞿 Провалы будут. Навыки, знания, насмотренность и опыт снижают процент провалов. Важно не отчаиваться от провалов, а делать ретроспективу и переходить к следующей гипотезе.

Несколько моих историй:
🞿 Плавание: приходил в плавание просто научиться плавать кролем. Проплывал километр за 30:26 минут. Больших целей в плавании не ставил. Важным было не пропускать занятия и получать удовольствие от каждого занятия, полностью выполнять упражнения тренера. Итог, километр плыву за 20:46 и вижу как к февралю можно выплыть за 20 минут. То есть, я концентрировался на процессе и поддержания интереса к этому процессу, а не на результат. О 20 минут на километр я и мечтать в сентябре 2021 года не мог.

🞿 Похудение: концентрировался на процессе, много экспериментировал. В итоге эмпирическим путём вычислил что работают: учёт калорий, тренировки, приём пищи с 50% овощей на тарелке и 25% белка и 25% круп. Овощи и крупы дают насыщение, а белок закрывает суточную потребность белка. Так же для меня хорошо работали приём витамина D3 и Омега-3.

🞿 Увеличение портфеля на работе: даже в этом году портфель вырос на 36%. Смотрел как можно увеличивать LTV. Как повысить доходность и маржинальность. Передавал процессы ведения проекта своей команде. При этом в этом году слишком много невезло, хотя и удачных действий было достаточно. Следующий год будет сложнее, буду совершенствовать процессы на первой линии, так как с ведением проектов всё ок.

Все публикации дублирую в ТГ: https://t.me/marketingformoney

Почему постановка цели не гарантирует, что ты её достигнешь

Самая большая ошибка, в которую попадал я — это постановка целей.

Ставишь цель → выполняешь → забиваешь. В итоге прогресс идёт обратно, и вот снова нужно насиловать себя и идти вновь к цели. Замкнутый круг с мимолётной радостью и отчаянием от вновь долгой дороги.

Со временем я немного перестроил свое понимание «достигаторства». Я перестал делать цель важной частью моей жизни, а сконцентрировался на процессе. Сегодня хочу рассказать почему работа с процессом для меня намного эффективней постановки целей.

Провалить цель и добиться успеха

Цель — важная штука. Она показывает куда надо стремиться. Не нужно быть обязанным выполнить цель за какой-то срок. Быть обязанным в чем-то — плохая штука. Это приводит к стрессам и расстройствам.

Я скажу даже больше, можно добиться успеха, так и не достигнув цели. Я люблю приводить на личных планёрках пример из книги «Атомные привычки» Джеймса Клира:

Олимпийские игры. Каждый спортсмен, который участвует в олимпийских играх намерен завоевать золотую медаль. Возможно что эти люди самые лучшие постановщики цели, они к этой цели идут на протяжении 4-летнего цикла. Но достигают их единицы. Это и есть ошибка выжившего. Те остальные, которые не выиграли золотую медаль, свою цель провалили. Но, возможно, сделали огромный процесс по сравнению с прошлыми результатами.

Не нужно обесценивать огромный прогресс, если ты не достиг цели. Положительная динамика — это отличный знак, что стало лучше, чем было раньше.

Хочу рассказать про пример как я концентрирую внимание на динамике в своей работе в IT-Agency. Каждую неделю у меня проходят личные планёрки со своими подопечными. Периодически я их спрашиваю, как они изменились за последние полгода, задаю наводящие вопросы:

  • Какие новые задачи сделал?
  • Какими задачами гордишься?
  • Что новое изучил?
  • Как новые знания начал применять на практике?
  • Что бы ты сделал по-другому на последней защите перед клиентом? И почему?

И другие вопросы. Эти вопросы очень круто раскрывают эту динамику. В IT-Agency очень трудно не расти, сам процесс работы и обучения построен таким образом, что ты постоянно изучаешь что-то новое, пробуешь, ошибаешься и добиваешься небольших успехов. И даже если цели не добиваешься, прогресс будет очевиден. А прогресс у сотрудника передастся и на клиентский проект.

Не ставить цели, а создавать систему

Я очень осторожно отношусь к целям. Я сам их ставлю. Но для меня они являются своеобразным бейзлайном (ориентиром). Путеводная звездой, на которую я могу периодически смотреть, чтоб свериться, а туда ли я «плыву».

Для меня, создать систему и процессы гораздо важнее постановки целей. Потому что правильно построенный процесс или система приведёт меня к этой цели (рано или поздно). Это как с привычками:

Мы чистим зубы каждый день для того чтоб чувствовать свежее дыхание. Но ежедневная забота о зубах снижает риск возникновения проблем с зубами и деснами. Соответственно повышается здоровье человека и его качество жизни.

Никто не задумывается о постановке цели «держать зубы чистыми». Мы просто вырабатываем процесс с обратной связью (свежесть после чистки), чтоб делать это на автомате. Небольшая привычка, которая дает на большом промежутке значительный результат.

Когда к нам в IT-Agency приходит клиент, то никто не знает какие действия дадут максимальный эффект. У нас всегда есть план (гантт работ), есть прогнозные результаты. Но мы не знаем что именно сработает лучше всего. Мы не можем сделать сразу все круто. Чтоб сделать круто, нам нужно провести огромное количество манипуляций, и только часть из них сработает. И вот это часть и станет ключевой, с помощью неё мы и добьемся результата.

Обычно на новом проекте мы начинаем с основ: приводим в порядок рекламу, настраиваем аналитику, строим ручную или автоматическую сквозную отчётность. Все это поможет понять где мы сейчас находимся. Благодаря отчётности у нас и у клиента появится доверие к цифрам и мы будем думать в одном направлении.

После этого мы начинаем шаг за шагом улучшать показатели. Прорабатываем каждый элемент в рекламе: кампании → объявления → таргетинги (ключи). Проводим А/Б-тестирования. Если гипотез мало: проводим CustDev исследования. Находим слабые зоны в воронке продаж (иногда улучшение отдела продаж дает ×2 к продажам). Часть гипотез провалится, но успешные окупят провал.

К примеру, на двух последних клиентских проектах (банк и IT-продукт) по тестированию гипотез только 10% всех гипотез сработали, и снизили стоимость квалифицированного лида почти в 2 раза! Проекты длились больше полугода. На первом проекте протестировали больше 1000 гипотез, на втором около 250.

Мы не ставили цель снизить стоимость лида в 2 раза. Цель была одна, показывать положительную динамику каждый месяц. Отработать как можно больше гипотез в месяц, при этом уложиться в бюджет. И работали по процессу, постепенно его улучшая.

Почему маленькие улучшения дают хороший результат

В работе я стараюсь следовать стратегии маленьких побед. Когда небольшие улучшения могут принести успех. Допустим, если в месяц мы будем улучшать показатели проекта хотя бы на 2%, тогда за полгода эти показатели вырастут на 12,6% (1,02^6), за год на 26,8% (1,02^12).

Улучшение показателя на 27% за год — это много.

Я стараюсь делать вещи, которые меня немного улучшают на небольшом промежутке. Чем дольше будет идти такой процесс, чем больших результатов я добьюсь на большой промежутке.

Ранее Ctrl + ↓